?

Log in

No account? Create an account
Просто идиш
January 19th, 2006
11:27 am
[ilya_verhovsky]

[Link]

Previous Entry Share Flag Next Entry
Идиш и его будущее.
Скажите, пожалуйста, тайере хавэйрим… Мне почему-то видится, что с идиш происходит что-то, напоминающее возрождение. Нет, не у нас в Ханты-Мансийске:)))
Просто мне думается, что через поколение вперёд людей с выученным языком станет вдвое, втрое, а то и более. Потому что идиш обладает, как мне кажется, очень большой, почти необъяснимой внутренней силой. Драйвом – по-современному. Поэтому он так просто не уходит. А скорее наоборот.
Или это просто моё субъективное интернет-ощущение?
Как вы думаете?

Current Mood: фартрахтик
Current Music: А. Лебедефф. Серенада литвака
Tags: , , , , ,

(136 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:el_finik
Date:January 19th, 2006 06:44 am (UTC)
(Link)
Сразу оговорюсь - идиш я люблю очень.
Но к сожалению будущее не за этим языком.
единственным еврейским языком будет конечно иврит.
[User Picture]
From:ilya_verhovsky
Date:January 19th, 2006 07:16 am (UTC)
(Link)
Ну же.. Единственным? Разве? В самом Израиле, безусловно и безраздельно - иврит. А также английский, немножко русского и немножко исчезающего со старшим поколением идиша.
Но вне Израиля - в частности, в Америке и отчасти в России. Кроме хасидим, мне кажется растёт поколение, которые будут так или иначе знать идиш как бытовой язык. петь, читать и болтать. Да, не первый, конечно. Но в сравнении с 90-ми годами, я думаю, таких людей будет на порядок больше.

п.с. Речь же не идёт о том, что идиш вытеснит иврит,холилэ. А о том, что идиш почему-то продолжают называть мёртвым языком. Какой он мёртвый - когда вот - прямо сейчас - по интернету люди вполне себе спокойно разговаривают на идиш о своих делах. Вполне живых:)
[User Picture]
From:reb_moyshe
Date:January 19th, 2006 07:16 am (UTC)
(Link)
Вы что, действительно думаете, что он куда-то уходил :о)
Это нас пытались в этом убедить... Целые общины говорят на нем. Детишки учатся в еврейских школах на иддиш. Знаете, сколько газет выходит на идиш. А все ешива-бухерим... Разговорный язык - идиш. А сколько моих знакомых называет своим родным языком идиш...
Нет, просто нас оторвали от корней, попытались убить ашкеназское еврейство. А теперь мы возвращаемся к мама-лошн... :о)

А сколько народу думают, что разговаривают на немецком :о) Я тут слушал шиурим одного большого рава. Так он все время "эпес", "эфшер" и т.д. В немецком таких слов нет :о)
[User Picture]
From:sheynkin
Date:January 19th, 2006 04:34 pm (UTC)
(Link)
Далеко не во всех ашкеназских харедимных общинах и ешивах в Израиле используется идиш. Хотя - Вы правы: в среде харедим идиш никогда не умирал и, видимо, по крайней мере в обозримом будущем не умрет.
[User Picture]
From:legist
Date:January 19th, 2006 07:33 am (UTC)
(Link)
Просто еврейская культура "выходит из подполья": те людей (в основном, нерелигиозные евреи старшего возраста), которые думают, что быть евреем в России опасно или невыгодно, становится все меньше; напротив, людей, которые считают, что быть евреем (или хотя бы каким-то образом соприкасаться с еврейской культурой), по меньшей мере, интересно, становится все больше. Ведь далеко не все хотят (и, тем более, могут) уехать в Израиль, а прикоснуться к корням хочет каждый.

PS. Недавно в нашу фирму взяли секретаря, которая отлично говорит на немецком. Так вот, я послушал, как она разговаривала по телефону с немецким контрагентом и окончательно убедился в том, что в школах учили и учат совершенно другому немецкому, с другими интонациями и произношением. Наверное, Эллы Соломоновны учат детей тому немецкому, который они знают сами &) Поэтому влияние идиш(а) в России гораздо сильнее, чем можно предположить &)
[User Picture]
From:sheynkin
Date:January 19th, 2006 05:21 pm (UTC)
(Link)
Я примерно представляю, о чем вы говорите. Увы - мне кажется, это иллюзия. Понятно, что у многих (особенно молодых) людей возникает проблема самоидентификации (нечто подобное происходит и в Израиле, где среди светских молодых людей появилась мода на "ашкеназийство"). Однако надо смотреть правде в глаза: попытки возродить светскую ашкеназскую культуру обречены оставатся на уровне этнографических развлечений.
[User Picture]
From:cema
Date:January 19th, 2006 07:35 am (UTC)
(Link)
Идиш моден в узких кругах еврейской молодёжи восточного берега. Пока они школьники-студенты, во всяком случае. Будет ли это продолжаться? Поживём-увидим.

В среде ультраортодоксов в США и Израиле никакие тенденции к умиранию языка мне не известны, но и ожидать исходяшего оттуда потока литературы и всякого творчества на идиш, скорее всего, не приходится.

Одна надежда на Ханты-Мансийск!
[User Picture]
From:ilya_verhovsky
Date:January 19th, 2006 07:55 am (UTC)
(Link)
Поживём-увидим. Вот это близкая мне позиция. Спокойная. Как слон.

Ханты-Мансийск - солидарен.

Зейер онгенэм:)
[User Picture]
From:farshmans
Date:January 19th, 2006 08:47 am (UTC)
(Link)
Согласен с эль_фиником. И говорю на идише, и его преподаю, и вообще я идишист. ;)
Но надо быть реалистом - будущее не за идишем; его место - один из еврейских языков диаспоры - так и будет
"с краю" еврейской культуры.
Харедам идиш как языковая единица не нужен. Я тут в Москве много разговариваю с хабадниками, а в Иерусалиме и Нью-Йорке трепал с карлинцами и сатмарами, - тенденция неутешительна: они почти не читают, их словарный запас вытесняется в сторону страны обитания (в качестве примера - отсутствие родов у американских харедов), а дети начинают учить идиш в иешиве. То есть количество людей, знающих идиш как родной неуклонно сокращается.
Это, позволю себе отметить, и есть "угасание" языка.

И всё вышеперечисленное не отменяет наших стараний по всевозможному изучению и продвижению языка. Это поднимает наш "zhut yehudit", что в любом случае очень хорошо. Напоследок приведу цитату из Полонского - ljuser pinchas.

Не надо выталкивать идишистов с еврейской доски, они так же любят Израиль,
но ставят условие - не говорите, что идиш умер. Люди, которые возрождают спор "идиш-иврит" 50-летней давности, неумны. Спор этот закончился, теперь другие реалии, в них и надо жить - всячески привечать идишистов в рамках современных проблем израильского общества.
[User Picture]
From:legist
Date:January 19th, 2006 09:02 am (UTC)
(Link)
Для того, чтобы язык оставался "жив", не обязательно, чтобы он был родным большому количеству людей. Возможно, язык будет трансформироваться: транслитерация, большее количество английских слов. Но это не помешает ни идиш(у), ни ашкеназской культуре.
[User Picture]
From:schmulik
Date:January 19th, 2006 10:05 am (UTC)
(Link)
Родной язык дедушек-бабушек, родители только понимают, мы уже вообще ничего не знаем кроме пары слов :(
Грызу гранит идиша, но все никак не осилю. Не знаете или какого-то хитрого способа запоминать род существительных?
[User Picture]
From:sheynkin
Date:January 19th, 2006 04:35 pm (UTC)
(Link)
И Вы думаете, что когда-нибудь станете говорить на идиш?
[User Picture]
From:map_ka
Date:January 19th, 2006 02:08 pm (UTC)
(Link)
Net, ne sub'ektivnoe. Vot nastroenija amerikanskoj molodezhi:

http://www.jewishcurrents.org/2005-nov-kafrissen.htm
[User Picture]
From:sheynkin
Date:January 19th, 2006 03:55 pm (UTC)
(Link)
И сколько из этой молодежи в итоге выучат идиш настолько, чтобы хотя бы читать газету? А сколько будут на нем говорить?
[User Picture]
From:aidishemame
Date:January 19th, 2006 02:26 pm (UTC)
(Link)
Мне почему-то видится, что с идиш происходит что-то, напоминающее возрождение. Нет, не у нас в Ханты-Мансийске:)))
Почему-же нет? За последние несколько лет,число знатоков идиша в Ханты-Мансийске выросло на 100%. Отличный показатель!
[User Picture]
From:itzik
Date:January 19th, 2006 07:54 pm (UTC)

Новости Лингвистики

(Link)
Такой же прогресс наблюдается в Каменске-Уральском. Там живет единственный подписчик газеты "Форвертс" в городе, т.е. Я:))
[User Picture]
From:laplandian
Date:January 19th, 2006 06:48 pm (UTC)
(Link)
Я бы на это ответил, но я уже трижды перевыполнил недельную норму матерных оскорблений, поэтому пока воздержусь...




"To live outside the law, you must be honest"

– Bob Dylan, Absolutely Sweet Marie
[User Picture]
From:laplandian
Date:January 19th, 2006 06:54 pm (UTC)
(Link)
P.S. Предыдущее нетленное высказывание (с) относилось к сентенции

единственным еврейским языком будет конечно иврит.




"To live outside the law, you must be honest"

– Bob Dylan, Absolutely Sweet Marie
[User Picture]
From:itzik
Date:January 19th, 2006 07:30 pm (UTC)
(Link)
Если все говорит, за то, что у иврита светлое будущее. То зачем мы (поэты, писатели, журналисты и прочие элементы) пишем на идише. Давайте все вместе споем: "Адон олям, ашер малах...." и перейдем на иврит...:)
From:(Anonymous)
Date:January 19th, 2006 10:21 pm (UTC)

от имени проТчих элэмэнтов

(Link)
безответственно заявляю: поём и бум петь А.Лопоухера! ;)

http://img61.imageshack.us/img61/8526/lebedeff4mi.jpg

инАче, пусть нас заберёт чахотке! :)))
[User Picture]
From:ma_rs
Date:January 20th, 2006 01:01 am (UTC)

YA s VAMI!!!

(Link)
Мне почему-то видится, что с идиш происходит что-то, напоминающее возрождение. --- I mne tak viditsya, da eto kazhetsya nevozmozhnym, no v etom i sostoit chudo vozrozhdeniya!!!
[User Picture]
From:schmulik
Date:January 21st, 2006 05:16 pm (UTC)
(Link)
Из личных сугубо субъективных ощиушений и опыта. Местный хабадский шалиах в Хельсинки (приехал из Америки, а откуда же еще) с женой дома говорят на идиш. У их детей родной идиш. Израильские _потомственные_ хабадники говорят на идиш и повсеместно его используют. Шалиах в Сингапуре, сефардский еврей, говорит на идиш совершенно свободно :)
[User Picture]
From:nju
Date:January 24th, 2006 01:21 am (UTC)
(Link)
вай!
пропустила такую интересную дискуссию!

у меня тоже была похожая идея.
по паре цитат, по общему настрою..

но скорее всего, это "квази-возрождение" - только в узких кругах...
хотя мб и нет.
[User Picture]
From:itzik
Date:January 24th, 2006 02:40 am (UTC)
(Link)
Присоединяйтесь, эта тема будет долго муссироваться здесь. Во втором треде коснулись и клезмерского исскуства.
From:velvl
Date:March 31st, 2006 08:17 pm (UTC)

язык идиш

(Link)
хотел бы подключиться к дискуссии по идиш но не могу найти концовки дискуссии
[User Picture]
From:ilya_verhovsky
Date:April 5th, 2006 08:13 am (UTC)

Re: язык идиш

(Link)
Шолэйм, хошэвэр рэб Вэлвл!
Вайтэр... дальше... Дискуссия продолжилась ещё следующими за ней двумя-тремя. Ибо тема - акутальна оказалась, как никогда:)
Я думаю, вы уже и сами нашли...
[User Picture]
From:soncezajchyk
Date:May 22nd, 2007 09:00 am (UTC)
(Link)
случайно наткнулась, роясь в коммьюнити, и не могу не ответить, хоть и старючий пост - уже хотя бы потому, что сама на днях думала о том же, причем также с внутренним вопросом "Или это просто моё субъективное интернет-ощущение?". Так вот, думаю, что если даже нееврейские девочки начали учить идиш... ;-)))
Powered by LiveJournal.com