?

Log in

No account? Create an account
Просто идиш
January 24th, 2006
11:40 pm
[farshmans]

[Link]

Previous Entry Share Flag Next Entry
Клезмер - мейнстрим?
Предлагаю для обсуждения тему, начатую Лапландцем где-то в дебрях длинного треда про судьбу идиша:
клезмеры - это мейнстрим, нонконформизм или что-нибудь ещё?

Мне кажется, ближе к первому. Смотрите: мода на этническую музыку + мода на Балканы (см. Кустурица) + back to the roots.
Чем не мейнстрим?

(26 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:geshefter
Date:January 24th, 2006 09:10 pm (UTC)
(Link)
Клезмеры могут классифицироваться как мейнстрим только в крайне узком социуме потребителей и ценителей - следовательно, приставку "мейн-" в разговорах о традиционной (этнической) музыке легко можно отбросить.
From:simulacrum420
Date:January 24th, 2006 09:53 pm (UTC)
(Link)
Вы только, ради Б-га, не обижайтесь, если моё мнение с Вашим не совпадёт. Я Вам вопросом на вопрос: ну и где же был этот мэйнстрим с начала 20х и до конца 70х гг. (а если Льва Либермана с его метрополисом не считать, то и позже)? Даже в лучшие времена клезмеры в общественном сознании слыли outcasts...
[User Picture]
From:e_d_k
Date:January 25th, 2006 04:14 pm (UTC)
(Link)
Если Вы всерьез спрашиваете, то отвечаю: в Нью Йoрке, в основном... Были и еще как.
From:simulacrum420
Date:January 25th, 2006 05:03 pm (UTC)
(Link)
Да уж конечно были, как же им не быть. Дэйв Таррасу иногда удавалось на свадьбе сыграть, Нафтуле Брандвейну не удавалось и этого - он просто спился, а если не считать отдельной записи 1941 года, то записываться последний перестал в 20х гг. за отсутствием спроса. Возрождение интереса к клезмеру обычно связывают с Львом Либерманом, да и то не в Нью-Йорке, а Лос Анжелесе; на самом деле интерес к тому же Либерману возник уже в 80-е гг. ретроспективно.
[User Picture]
From:e_d_k
Date:January 25th, 2006 06:03 pm (UTC)
(Link)
Ну Мики Кац звездой был в 50-х, не только среди евреев . Потом "Скрипач на крыше" Бока и куча дурацких пластинок вслед за ним. Это не совсем клезмер, но все-таки какой-то интерес к клезмеру во всем этом виден. Так что и до klezmer revival "мёртвой музыкой" он не был. Хотя сейчас, конечно, бум...
From:simulacrum420
Date:January 25th, 2006 06:10 pm (UTC)
(Link)
В общем был скорее мёртвой нежели живой. Фактически пришлось возрождать по старым 78rpm и выискивать старых стариков, которые могли ещё что-нибудь вспомнить; тут и Береговский подфартил, теперь и валики Ан-ского...
[User Picture]
From:e_d_k
Date:January 25th, 2006 06:18 pm (UTC)
(Link)
Вы говорите (пишете) о восстановлении традиции, которая действительно, исчезла в 20-х. Но при этом не замечаете, что по сути дела, эта традиция не исчезла совсем, но переродилась во что-то другое и уже в таком виде существовала и в 50-е и в 60-е. И она таки была мэйнстримом, ничего не поделаешь.
From:simulacrum420
Date:January 25th, 2006 07:32 pm (UTC)
(Link)
Так можно о многом сказать, например [успокоительно] идиш не совсем исчез, а остался в ивритском синтаксисе, но к клезмеру это относится в меньшей степени, потому что не совсем ясно его влияние на эстрадно-театральные шлягеры 30х гг. Скорее он остался в молдавской народной музыке и песнях Матвея Блантера, но нам-то что до того... :-)
[User Picture]
From:e_d_k
Date:January 25th, 2006 08:09 pm (UTC)
(Link)
Вы, похоже, полагаете, что я говорю о сестрах Берри и им подобным 8) На самом деле совсем не так: Вы предпочитаете определять клезмер по образцам Брандвейна, но если за образец "американского" клезмера 20-х - 30-х брать Тарраса (та самая "эстрада"), то его записи 40 - 50-х (всякий "Yiddish Swingtette") - это уже прямая дорога к музыке Каца. Revival 70-х - это возрождение европейской традиции, действительно мертвой, да и как она могла выжить. В то время, как в США клезмер (вышедший из того самого свинга Тарраса) был частью мэйнстрима. И сегодняшние популярные девиации клезмера - результат как восстановления первого, так и прямое развитие второго, ИМХО 8)
From:simulacrum420
Date:January 26th, 2006 04:45 pm (UTC)
(Link)
А мне нравятся сёстры Бэрри - часть детства. И Брандвейн...
[User Picture]
From:e_d_k
Date:January 26th, 2006 04:49 pm (UTC)
(Link)
а кому ж они не нравятся? 8)
[User Picture]
From:riftsh
Date:January 25th, 2006 06:30 pm (UTC)
(Link)
Ну, не совсем так плохо было. Дэйв Таррас не только на свадьбах играл, но и пластинки записывал в 50е, вместе с Эйбом Эльштейном, включая "главные" лэйблы (RCA). Сеймур Рехцайт, Бурштейны были все время активны.

В немного параллельных мирах существовали Рут Рубин, Пит Сигер и др. с одной стороны и канторы с другой.

К концу 50х молодежь подоспела: Бикель, Марта Шламмэ, сестры Бэрри, Альберштейн, опять же с громадным успехом у больших аудиторий.
From:simulacrum420
Date:January 25th, 2006 07:08 pm (UTC)
(Link)
Ой, ну что Вы, ну какие же Рехтцайт с Бурштейнами клезмеры? Не говоря уже о сёстрах Бэрри, Бикеле и канторах? С последними, кстати, тоже практически полный упадок вышел - в Европе совсем с гибелью Сироты и менее известных, а в Америке уже после войны со смертью всех классиков начиная от Розенблатта и кончая Квартиным. Насчёт клезмерских пластинок Тарраса с Эльштейном в 50е гг. не осведомлён, особенно во множественном числе (Эльштейн, кажется, вообще клезмером не интересовался). И Таррас и Брандвейн пробовали себя в свинге и джазе, первый даже с каким-то минимальным успехом на местном катскилльском уровне. Последний, к сожалению, не владел нотной грамотой и был потому ограничен в репертуаре...
[User Picture]
From:riftsh
Date:January 25th, 2006 09:20 pm (UTC)
(Link)
А что это Вы так сильно еврейские песни от клезмерской музыки отделяете?

Про пластинки: вот очень неполная выборка, и только Дэйва Тарраса, как видите, никакого перерыва не было. (Орфография с конвертов):

Dave Tarras with Lou Lockett's orch. ; arrangements by Sammy Musica
Good luck - Mozeltuf ... ; Hebrew dance
Music 1 sound disc : 78 rpm ; 10 in.
Savoy 8001
194x

Seymour Rechtzeit; Abraham Ellstein; Jacob Jacobs; Isidore Lillian; Dave Tarras
Shpiel klezmer shpiel - Ch'vel eibik dich gedenken
Music 1 sound disc : 78 rpm ; 10 in.
Columbia, 8235-F
194x

Dave Tarras; Abraham Ellstein
Hasene sher. Tzivele's bulgar
Music 1 sound disc : 78 rpm, stereo. ; 10 in.
Banner records, B-556
194x

Dave Tarras; Abraham Ellstein
Nikolaever bulgar - Tanz Istambul
Music 1 sound disc : 78 rpm, stereo. ; 10 in.
RCA Victor, 25-5045
195x

Abraham Ellstein; H Ellstein; Dave Tarras
Mitsve tanzel - Die goldene chasene
Music 1 sound disc : 78 rpm, stereo. ; 10 in.
RCA Victor, 25-5039
195x

Annie Lubin; Dave Tarras
Myer - Zetz!
Music 1 sound disc : 78 rpm, mono. ; 10 in.
DeLuxe records, 1087
195x

Dave Tarras; Sam Musiker
Tanz!
LP recording 1 sound disc : analog, 33 1/3 rpm, mono. ; 12 in.
Epic, LN 3219
1957

Dave Tarras; Abraham Ellstein
Frailach music
LP recording 1 sound disc : analog, 33 1/3 rpm, mono. ; 12 in.
Banner Records
195x

Dave Tarras; Lou Levin; Murray Lehrer
Freilach in hi-fi
(Jewish wedding dances, Volumes 1 and 2)
LP recording 2 sound discs : analog, 33 1/3 rpm, stereo. ; 12 in.
Period Music Co, RL 1906, RL 1916
195x

Murray Lehrer; Dave Tarras
Freilach in hi-fi
(Jewish wedding dances, Volume 3)
LP recording 1 sound disc : analog, 33 1/3 rpm, stereo. ; 12 in.
Period Music Co, PRST 1926, RL 1926
195x

Dave Tarras; Abraham Ellstein
Jewish melodies.
LP recording 1 sound disc : analog, 33 1/3 rpm, stereo. ; 12 in.
Period Records, PRST 1930
1959

Seymour Rechtzeit; Abraham Ellstein; Dave Tarras
Sing and dance some freilachs with Seymour Rechtzeit
LP recording 1 sound disc : analog, 33 1/3 rpm, mono. ; 12 in.
Greater Recording Co.
1965

Murray Lehrer; Dave Tarras
Freilachs for weddings, bar mitzvahs and other celebrations
LP recording 3 sound discs : 33 1/3 rpm, stereo. ; 12 in.
Request Records, SRLP 10102, SRLP 10102, SRLP 10082
197x

From:simulacrum420
Date:January 26th, 2006 04:03 pm (UTC)
(Link)
А что это Вы так сильно еврейские песни от клезмерской музыки отделяете?

Ну потому что - разные жанры, сёстры Бэрри - это свинг, кое-где джаз, но совершенно не клезмер.

вот очень неполная выборка, и только Дэйва Тарраса, как видите, никакого перерыва не было.

Это как-раз более, чем полная выборка - по двум причинам. Во-первых, кроме Дэйва Тарраса (где-то вместе с Сэмом Музикером) Вы собственно никого и не найдёте. Во-вторых, многие из Таррасовых записей не представляют из себя клезмер, а суть исполнение старых мелодий в стиле т.н. софт джаз (в прямом смысле с биг бэндом); ряд из перечисленных пластинок - это синглы на 78 оборотах, которые соответственно содержат одну-две мелодии, а последние пластинки - это переиздание старых. В итоге всё вместе кругом-бегом набирается на два альбома, переизданных Сапожником в оцифрованном виде (и тоже содержащих кроме прочего чистый лёгкий джаз без малейшего намёка на клезмерский кларнет). Ну не поворачивается язык назвать это мэйнстримом, до конца 70х клезмера по существу не существовало.
[User Picture]
From:riftsh
Date:January 26th, 2006 07:40 pm (UTC)
(Link)
Не совсем так. И Тарраса записей (разных) довольно много, и другие были: Бернард Поток, Бенни Гудман, Рой Абрамс, братья Бартон, и т.д. Да, жанры и стили менялись, но я говорил не об этом, а о непрерывном существовании еврейской музыки и еврейских песен (при всем моем искреннем и большом уважении к некоторым из отцов-возродителей конца 70х).
From:simulacrum420
Date:January 27th, 2006 03:58 am (UTC)
(Link)
Ну кто бы спорил, еврейская народная музыка существовала непрерывно, хотя и с периодами сильной деградации (в СССР до 7:40, хавы нагилы и hевену шалом алейхем, в Америке до симан тов мазал тов). Надо отдать должное 7:40 - с неё началось возрождение стиля клезмер после полного упадка: 7:40 входила в первый клезмерский альбом калифорнийской капеллы 'клезморим' Льва Либермана. Но как мне кажется ребята вроде Бенни Гудмэна имеют к клезмеру не большее отношение, нежели Лу Рид и Марти Фридман (Velvet Underground & Megadeth). :-)
From:(Anonymous)
Date:January 28th, 2006 03:21 pm (UTC)

rканторы/клезмеры

(Link)
Насчет канторов не соглашусь - Жан Пирс, Ричард Такер и др.
Так называемая молодежь - post-golden age
From:simulacrum420
Date:January 28th, 2006 03:58 pm (UTC)

Re: rканторы/клезмеры

(Link)
Я не очень пойму с чем Вы не согласились! Именно эти два вечно ссорящихся шурина наглядно иллюстрируют ситуацию. Оба хазунэс бросили ради сцены Метрополитан Опера; Такер - совершенно, и кантором его назвать никак невозможно, а Пирс - сделал несколько записей и провёл отдельные праздничные службы в качестве почётного гостя. Вот и всё их канторство - если какой-нибудь оперный певец запишет несколько канторских композиций, Вы это за расцвет канторского искусства не признаете. И от себя добавлю: Пирс, при всех своих талантах, пел хазунэс именно как оперный героический тенор, традиционного восточноевропейского канторского искусства со всеми фиоритурами и речитативами Вы от него ожидать не можете, это - не Гланц и не Малявский...
[User Picture]
From:dictumfactum
Date:February 9th, 2006 01:27 pm (UTC)

Re: rканторы/клезмеры

(Link)
интересная дискуссия! я недавно заинтересовался клезмером (и вообще еврейской музыкой). Вот в чем моя просьба: не могли бы кратко описать историю клезмера, назвать основные вехи или указать источник, где это можно посмотреть? очень хочется ориентироваться%)
From:(Anonymous)
Date:January 28th, 2006 03:23 pm (UTC)

канторы/клезмеры

(Link)
Насчет канторов не соглашусь - Жан Пирс, Ричард Такер и др.
Так называемая молодежь - post-golden age
From:simulacrum420
Date:January 28th, 2006 04:09 pm (UTC)

Re: канторы/клезмеры

(Link)
Кстати, знаменитая румынская синагога на Нижнем Ист-Сайде, где они оба начинали, давеча рухнула от старости и местных строительных традиций...
From:(Anonymous)
Date:January 25th, 2006 07:19 pm (UTC)

анонимное, "привычное"

(Link)
а о "финале" Абе Шварца вы что-нибудь слышали?

зы
всё надеюсь, что может у Ярдени есть его подробная биография, но никак не доберусь в библиотеку... :(((
[User Picture]
From:laplandian
Date:January 24th, 2006 10:39 pm (UTC)
(Link)
А в чем, собственно, состоит ценность т.н. "мэйнстрима"? В угоде потребителю, в производстве попсы, в коммерциализации всего и вся, в следовании сомнительным устоям общества?
[User Picture]
From:peaktop
Date:January 25th, 2006 12:47 am (UTC)
(Link)
А может ли еврейское (иврим) быть мейнстримом?
[User Picture]
From:juk
Date:January 25th, 2006 12:41 pm (UTC)
(Link)
ну это же относительно!
мне кажется тут спорить не о чем - такая простая ситуация
Powered by LiveJournal.com