?

Log in

No account? Create an account
Просто идиш
December 15th, 2007
07:49 pm
[lamerkhav]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Памяти Анатoлия Пинского Так победит еврейская революция
 Памяти Анатoлия Пинского

Подходит годовщина со дня смерти друга - педагога, музыканта, общественного деятеля, хорошего человека Анатолия Пинского - создателя клезмерского ансамбля «Дона-Дона», вдохновителя московских Клезфестов. Мы дружили полтора года, строили планы. Он ждал меня в Москве на Клезфезте в марте 2007, предлагал издать мою книгу.

Толя писал, что болеет, но я человек по определению здоровый, как то не могу поверить, что у кого-то близкого может быть что-то тяжелее гриппа. Вдруг написал, что едет в Берлин на операцию. Оттуда уже вернулся в гробу.

Толе было всего 50. Кто-то тогда на сайте его памяти, сделанном Тимуром Фишелем кто-то поместил строчки по улице моей «По улице моей который год звучат шаги - мои друзья уходят…»  Сейчас, когда ушел из жизни Рашид Капланов, я опять потерял друга.

Мы начали знакомство по переписке лишь год назад. Оно обещало много интересного. Ему было явно интересно со мной, а мне с ним. И вдруг - его забрали из Черновиц, или по-русски надо писать Черновцов. Забрали в Москву, а он уже не проснулся.

На моей улице смерть Пинского была впервые. Все бывает в первый раз. Может быть потому, что меня всегда окружает молодежь, мои родители и близкие живы и в хорошем здравии, и смерти я как-то сторонюсь, даже ушел в молодости из мединститута. Я написал об этом в воспоминаниях. Аня Пинская поставила их в сборник «Музыка идишкайта 3», который вышел к "Московскому донафест". На самом деле к Клейфесту готовилась статья «Как победит еврейская культурная революция». Пинский предлагал мне провести семинар на эту тему.

Статья гулял по интернету в разных версиях. Здесь я ставлю окончательный вариант.

Я сократил практические рекомендации про Хабад. Они найдут место в эссе «Наедине с Хабадом», которое я пишу. Сделаны и другие исправления. Да и кклезмерское искусство для меня - пройденый этап. Это хорошее дело, но там во мне не нуждаются. Да и к развитию еврейской культуры современный клезмерай (а так это называется на идише) имеет косвенное отношение. Получилось что-то вроде манифеста.

Tags: , , , ,

(41 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:bahaltener
Date:December 16th, 2007 01:42 am (UTC)
(Link)
Автоинтеграция оберечена на успех потому, что уж очень товар хорош. Еврейский народ говорит по такому случаю Ди тойре из ди бест схойрэ – Наша Тора, наш идишкайт и есть лучший товар.

Если это будет действительно Тойро - то да. 100%. Если же это будет "кульутура", но без Тойро, то это обречено на провал.

В контексте темы, стоит задать резонный вопрос к Хабаду в СНГ - почему у них нет хадорим на Идиш?
[User Picture]
From:lamerkhav
Date:December 16th, 2007 02:07 am (UTC)

Хабаду не нужны хадорим на идише.

(Link)
Давайте посмотрим. Пускай будет все: и с Тойро и без, и культурэ, и тарбут, и даже то, и с идишкайтом и без, и то, что мы с вами ни за что не сочтем культурой.

Вот только пророчества в еврейском народе Кодош Борохо оставил не мне и не Вам, а сами знете кому :-)

Хабаду не нужны хадорим на идише. Что я думаю о Хабад по этому поводу - есть в тексте.

Хабад на этом поле слишком большая корпорация, чтоб развивать идишизм. Это все равно, что МакДональдс начнет подавать изысканную французскую кухню. Видите, даже Бреславеры со значительно более сильной, чем Хабад, идишистской традицией не культивируют идиша для баалей тшува. Это сразу бы оттолкнуло их многочисленных сефардских последователей в Израиле, да и не только их.

Вот если вижницеры с их концепцией идишизма двинуться, тогда может быть.
[User Picture]
From:bahaltener
Date:December 16th, 2007 02:18 am (UTC)

Re: Хабаду не нужны хадорим на идише.

(Link)
Видите, даже Бреславеры со значительно более сильной, чем Хабад, идишистской традицией не культивируют идиша для баалей тшува
Не согласен. Скорее не всем это интересно. Попсовая "осионистченная" культура относистя к идиш презрительно. Поэтому те кто ориентирован на попсу, идиш и не "культивируют". Не все предпочитают попсу по счастью и в Бреслове в том числе. Как раз Бреслов двигает идиш среди баалей тшуво больше чем кто-либо ещё по моим ощущениям (так как венгерские евреи вообще в стороне от кирува, литваки идиш не интересуются в наше время и кируовм занялись относительно поздно, а Хабад эту тему просто игнорирует и уже хейдеры на Идиш в хабаде найти всё сложнее).

По-моему в СНГ замешан Сохнут, который саботирует изучение идиш путём шантажа (для тех кому он даёт деньги).
[User Picture]
From:lamerkhav
Date:December 16th, 2007 02:50 am (UTC)

Re: Хабаду не нужны хадорим на идише.

(Link)
Это не саботаж. На идиш жертвователи сегодня не готовы дать им денег, а Сохнут отрабатывает некий социальный заказ, да еще всюду сует свою идею алии. Они там даже своим жертвователям зачастую продают не то, что жертвователи хотят, а то, что у Сохнута есть.

Еврейские профессионалы стоят на трех китах - антисемитизм, Холокост и поддержка Израиля. Все остальное просто не считается.

Потому я и говорю, что надо ставить дело на коммерческую ногу. Смотрите, кирув стоит на солидном финансовом фундаменте, умеет мобилизовать деньги в общине, привлечь богатых участников и их детей, превратить их в спонсоров и т.п.

Ведь свободно-рыночный капитализм никто не отменял. И никаким моцвот он не противоречит. Весь современный подъем ортодоксального еврейства строится на солидном экономическом фундаменте. И знаете почему? А потому, что нет государственного вмешательства, религия в Америке отделена от государства, и государство не вмешивается в религию. Тот, кто все дает, может и все отнять. И коррупции в этом деле не то, что нет, но она в разумных пределах и не вредит делу.Смотрите, отменили в Нью-Йорке госудасрственный контроль над кашрутом, так дела пошли только лучше.
Я об этом писал здесь http://www.russiandenver.50megs.com/kashrut.html

Одна лишь индустрия кашрута оборачивает десятки (инсайдеры говорят сотни) миллиардов долларов только в США. И большая доля этого идет на развитие ортодоксальной жизни, потому, это это в первую очередь потребитель, хотя потребители кашерной продукции и адвентисты, и вегетерианцы, и мусульмане, и даже крекие православные в Великий пост берут кошерные продукты, потому, что только с ними могут быть уверены, что там нет скоромного. А есть еще другие сферы иудейского бизнеса, из которого все кормиться. Ведь и раньше все кормилось из мясного и свечного сбора – ди таксэ.

Жертвователей надо убедить давать на идишкайт. Потребителя надо убедить покупать идишкайт. А рассуждая о саботаже мы далеко не уедем. Даже если это действительно саботаж, так что? Опустить руки?
[User Picture]
From:bahaltener
Date:December 16th, 2007 03:01 am (UTC)

Re: Хабаду не нужны хадорим на идише.

(Link)
Почему же, просто признать что тут замешано много сторон. Кто-то может не только не помагать, но и мешать - что хуже. На практике не видно больших перспектив. Всё работает так - люди интересуются, учатся и уезжают. Т.е. все организации работают "на выезд" хотя и не декларируют это формально. Если бы были хейдеры на идиш - можно было бы рассуждать о чём то. А пока никто такого делать не собирается.
[User Picture]
From:aidishemame
Date:December 16th, 2007 02:54 am (UTC)

Re: Хабаду не нужны хадорим на идише.

(Link)
Хабад из ,азой ци зугн , " лемайле мин а сейхл" . Дер любавичер ребе хот майстс гередт идиш,хасидим махн им ин алес нух биз дейм лецтн прат,ахиц зайн умганг-шпрах.Из дус ойсгехалтн?
[User Picture]
From:polinashepherd
Date:December 16th, 2007 01:17 pm (UTC)
(Link)
Замечательно, спорно, живо, современно...
Кстати, в Вашем здешнем посте есть пара мелочей: Тимур Фишель (не Фишелев, кстати, он тоже ру.идиш читает) и "Московский Клезфест" - Клезфестом его называть было бы некорректно. Клезфест - имя собственное, обозначающее образовательную программу в определенных городах.

Спасибо Вам, сейчас буду читать про "мертвый" идиш ;-)
[User Picture]
From:peaktop
Date:December 17th, 2007 09:31 am (UTC)
(Link)
А я "ниасилил". Что может быть современного в манифестах, их время ушло.
[User Picture]
From:polinashepherd
Date:December 17th, 2007 10:55 am (UTC)
(Link)
А то, что их никто не пишет по причине "несовременности" - оригинальность. В любом случае, приятно расшевеливается хорошая и важная для многих в этом сообществе тема.
[User Picture]
From:peaktop
Date:December 17th, 2007 11:28 am (UTC)
(Link)
И время сообществ ушло (хасиды, мобыть, последние и держатся). И чего темы шевелить, если люди не шевелятся. Наше сообщество, к примеру, - в основном, доска объявлений.
[User Picture]
From:polinashepherd
Date:December 17th, 2007 05:15 pm (UTC)
(Link)
Не буду спорить. Если вам стакан видится наполовину пустой, а мне - наполовину полный, то и та, и другая точка зрения - это всего лишь точки зрения.
[User Picture]
From:peaktop
Date:December 17th, 2007 09:33 am (UTC)
(Link)
Хотя, вспомнил, пару-тройку лет назад, сам просил "манифесту".
[User Picture]
From:ilya_verhovsky
Date:December 17th, 2007 11:28 am (UTC)
(Link)
Глатт азой. Вильсту а манифест. Ун дернох - ббббэмц! - нелем верн. Фаршвиндн!Шалом шойн!
[User Picture]
From:peaktop
Date:December 17th, 2007 11:36 am (UTC)
(Link)
А как ты "Шалом шойн!" переводишь?
[User Picture]
From:ilya_verhovsky
Date:December 17th, 2007 11:39 am (UTC)
(Link)
Дословно. Привет уже! Или - Здравствуй уже! Если совсем закопаться в дословность - Мир уже (тебе)!
Только я по-сефарски слово шолэйм написал:)
Powered by LiveJournal.com