?

Log in

No account? Create an account
Просто идиш
November 18th, 2014
02:29 am
[peaktop]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Передача на радио "Свобода", историк Олег Будницкий : во время Первой мировой многие российские евреи совсем не знали русский язык, только идиш (наводчик на ссылку - юзер demian123). Мне-то казалось, что к тому времени почти повсеместно воцарилось, по крайней мере, двуязычие: русский, хорошо ли, плохо ли, знали почти все. Незнание русского было редкостью. Или нет, Будницкий прав?

(36 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:parvuss
Date:November 18th, 2014 12:33 am (UTC)
(Link)
а что вас смущает? примерно так и было. многие старые евреи в нашем городе(бывшее местечко, позднее областной центр) в мое время говорили с акцентом и довольно часто не совсем правильно. что вобщем-то и служило темой многочисленных шуток типа "трамвая была?" или "когда будем в москву"

кстати, отец рассказывал, что после войны еще попадались такие которые по русски не говорили.

Edited at 2014-11-18 12:58 am (UTC)
[User Picture]
From:peaktop
Date:November 18th, 2014 08:28 am (UTC)
(Link)
"Попадались" - это одно, меня интересует, было ли это массовым явлением и есть ли статистика.
[User Picture]
From:parvuss
Date:November 18th, 2014 12:51 am (UTC)
(Link)
пока дослушал только до середины. как времена повторяются для 1/6 части суши. пипец.
[User Picture]
From:peaktop
Date:November 18th, 2014 08:30 am (UTC)
(Link)
Ну, служба евреев в царской армии еще не скоро повторится. Какие именно повторы Вы имеете в виду?
[User Picture]
From:jenya444
Date:November 18th, 2014 01:48 am (UTC)
(Link)
Бабушка и её сестра не знали русского до соответственно 6 и 9 лет, пока не переехали из местечка Полонное.
[User Picture]
From:peaktop
Date:November 18th, 2014 08:35 am (UTC)
(Link)
Да и в целом наши бабушки дольше помнили идиш, чем дедушки.
[User Picture]
From:snezhkin
Date:November 18th, 2014 03:13 am (UTC)
(Link)
Если бы повсеместно воцарилось, то откуда и из чего возник бы, скажем, одесский вариант русского?
[User Picture]
From:peaktop
Date:November 18th, 2014 08:36 am (UTC)
(Link)
Не понял.
[User Picture]
From:alfa_delta
Date:November 18th, 2014 05:53 am (UTC)
(Link)
Это так и было. Мой папа приехал в Ленинград из Бобруйска в 1929 году. Ему было 14 лет. Он ни слова не знал по-русски. Его из-за этого даже в еврейскую школу не приняли. Более того, в Бобруйске белорусы многие говорили на идиш.
[User Picture]
From:peaktop
Date:November 18th, 2014 08:44 am (UTC)
(Link)
Армия, царская, разучила говорить по-еврейски. Сотни тысяч евреев туда попали во время Первой мировой, а как в армии без языка, хейст эс без русского?
[User Picture]
From:spaniel90100
Date:November 18th, 2014 12:54 pm (UTC)
(Link)
Конечно, многие не знали русского. Даже Цви Прейгерзон пишет, что начал учить русский язык только в 15 лет (уже вернувшись из Палестины).

Моя бабушка рассказывала, что ее первая фраза на русском языке была "Моя мама подохла".
[User Picture]
From:peaktop
Date:November 18th, 2014 01:03 pm (UTC)
(Link)
Да, я про фразу, невеселое начало.
[User Picture]
From:demian123
Date:November 18th, 2014 03:57 pm (UTC)
(Link)
Ну, даже мой папа, 26-го г.р., русский и украинский - начал учить в школе, с 6-ти лет. Дед - воевал в Первую Мировую. Прадед Гирш-Григорий был в кантонистах, но сохранил связи и вернулся к родне. Тема была в семье актуальной. Вот ещё - к теме - "с другой стороны": Кантонисты:
1. Кантонисты. "Из десятка девять убей, а десятого представь.":
http://demian123.livejournal.com/249489.html
2. "Из десятка девять убей, а десятого представь.". Кантонисты, свидетельство третье. Герцен, «Былое и думы»:
http://demian123.livejournal.com/739144.html
3. Википедия:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B
4. «Архипелаг» для еврейских детей»:
http://www.migdal.ru/history/5110/
5. ЭЕЭ:
http://www.eleven.co.il/article/11955
6. А.И.Герцен, «Былое и думы», глава XIII:
http://www.e-reading.biz/chapter.php/144257/26/Gercen_-_Byloe_i_dumy_%28Avtobiograficheskoe_sochinenie%29.html
7. В.Гиляровский, «Мои скитания» (глава «Зимогоры»):
http://www.knigi-skachaty.ru/read/23485/page-s_5.html
8. Н. Лесков, «Овцебык»:
http://www.pereplet.ru/moshkow/LITRA/LESKOW/ov.html
9. Н.С.Лесков. «Владычный суд» («Быль. Из недавних воспоминаний»):
http://az.lib.ru/l/leskow_n_s/text_0009.shtml

[User Picture]
From:peaktop
Date:November 19th, 2014 04:03 am (UTC)
(Link)
Поправил пост, указал, от кого наводка.
[User Picture]
From:sasha_da_593365
Date:November 19th, 2014 10:09 pm (UTC)

Отличная статья

(Link)
Отличная статья! Спасибо автору! Продолжайте в том же духе!
[User Picture]
From:toldot_ru
Date:February 1st, 2015 01:08 pm (UTC)
(Link)
"Часть евреев (по переписи 1897 года три процента, теперь должно быть больше) вырастает, не владея жаргоном"
http://heblit.org/0txt/zjse2.html

Т. е. 3 процента НЕ ВЛАДЕЛИ идишем, а владели русским. Судя по всему, 97% не владели русским или владели очень слабо.
[User Picture]
From:peaktop
Date:February 1st, 2015 05:52 pm (UTC)
(Link)
Евреям 1890+ года рождения в 60-х было всего лишь 70, вполне себе активные советские старички, русский к тому времени знали уже все, может, попозже выучили, после революции.
Powered by LiveJournal.com